#006 В Итоге. Леонид Агутин
Читать статью
Актер и дисциплина — понятия, казалось бы, несовместимые. Кто смеет втискивать в рамки креативную единицу, подчинять ее скучным правилам? Но для творческой личности дисциплина тоже полезна, даже необходима. И тот, кто умеет организовать себя и свой график, на актерском рынке только выигрывает.
Текст: Вера Мироненко
Книгу «Этика и дисциплина» написал главный теоретик актерской профессии Константин Сергеевич Станиславский. Дисциплина в его понимании — это не следование правилам, а умение подчинять личные желания целям спектакля, сосредоточиться на общем процессе ради создания произведения. Станиславский отлично разъяснил суть вопроса, каждому актеру стоило бы почитать.
О дисциплине, ответственности и взаимосвязи этих понятий с карьерным ростом актеров любопытно поговорить с Маргаритой Ленских — главой Гильдии кастинг-директоров России. Рита подписывает с актерами договоры, в которых многие пункты связаны именно с дисциплиной: исполнитель обязан не только знать текст наизусть, но и соблюдать рабочий график, присутствовать на премьере фильма, участвовать в промосъемках и пиар-мероприятиях.
Если на съемку опаздывает большой артист уровня, допустим, Александра Петрова (речь не конкретно о нем, а именно об уровне), он извинится, и его простят — без главного героя фильм не снимешь. Если же дисциплину нарушает артист из массовки, его, может быть, и не оштрафуют, но в следующий раз просто не позовут.
«Конечно, нарушения дисциплины актеров из второго, третьего, четвертого эшелонов караются сильнее, чем опоздания или алкоголизм селебрити. Звезд не штрафуют, — говорит Маргарита Ленских. — Так что, если хочешь нарушать дисциплину, сначала стань знаменитым. Звездный статус работает как индульгенция. Хотя совсем недавно в разгар съемок с одной из главных ролей была снята Кристина Асмус — у продюсеров просто сдали нервы».
«Я достаточно строгий человек и не склонна разделять сотрудников на тех, кому позволено, а кому нет, — продолжает Маргарита. — В моем представлении все люди на съемочной площадке равны. Все они работают не на какого-то одного артиста, а на создание картины. Впрочем, продюсеров можно понять, они боятся. Накажешь артиста, он перестанет хорошо играть, откажется участвовать в промо — начнутся разные манипуляции. То есть актер сначала нарушает, а потом мстит за то, что его оштрафовали согласно условиям договора. Это парадокс, в Голливуде такое невозможно».
Как ни странно, актерские договоры не работают с обеих сторон. «У меня есть подружка-агент, у которой актриса попивает, и она узнала об этом уже под конец съемок. Спрашивает продюсеров — почему вы не сказали мне, что она пьет? Почему не штрафанули? Я же не вижу ее ежедневно. Ну вот побоялись, не сказали. А в результате в кадре видно, что актриса нетрезвая», — рассказывает Ленских.
Конечно, бывают исключения — кого-то просто тихо перестают снимать. Причины могут быть разные — неадекватное поведение, запои, неудобный характер, агрессивная пластическая хирургия. Многие помнят кейс Никиты Кологривого, который провел семь суток в спецприемнике за пьяный дебош с дракой и покусами официантки. Артисту повезло — нашлись те, кто не дал ему скатиться, угробив заодно несколько уже запущенных проектов. Подтолкнули покаяться и взять себя в руки.
Несколько лет назад объемы производства кино в России выросли настолько, что работа была у всех. Сегодня финансирование сокращается, фильмов снимается намного меньше. Год назад было 500 проектов, а сейчас около 200 — и безработных артистов с каждым днем все больше. «Один продюсер рассказывал недавно, как ему пришлось заменить трех подряд актеров на проекте, потому что они не соглашались на предлагаемые гонорары. Увеличить гонорары было нельзя — денег нет, платформы сильно сократили бюджеты, — говорит Ленских. — Эта тенденция означает, что актерам придется умерить амбиции. Конкуренция растет, незаменимых нет. Те, кто понимает, что дисциплина важна, выходят вперед. И если молодой артист попал к толковому опытному агенту, тот ему объяснит, почему надо вставать по будильнику, заниматься спортом и делать, что ему скажут».
«Неоновый демон», 2016
Актерский рынок переполнен, но настоящих героев на нем единицы. Рита Ленских утверждает, что не больше одного в каждом поколении. Мужчины-герои — самый продаваемый «товар» на рынке актерского труда. Агенты выискивают их еще в институте и расхватывают моментально. Мужских ролей, по статистике, примерно вдвое больше, чем женских, а гонорары самых востребованных актеров в два-три раза выше гонораров топовых актрис. Кинопродукция призвана удовлетворять женскую аудиторию — в кино в основном ходят женщины, у телевизоров сидят они же.
Но фактурные данные тоже решают не все. На примере того же Александра Петрова — внешность у него не геройская, но именно он стал главным героем в индустрии с самыми высокими гонорарами. «Потому что в нем есть мощная энергия, та самая харизма, которую мы, зрители, ищем в ведущих персонажах и которая дает актеру шанс стать суперзвездой», — объясняет Ленских.
Что любопытно, подавляющее большинство российских актеров, ставших народными героями, действительно вышли из народа. «Мы любим актеров, которые были такими же, как мы, выросли среди простых людей и попали на большой экран, — говорит Ленских. — Даже Данила Козловский с его типажом красавчика-интеллигента все равно один из нас — не получил славу по наследству, а пришел и сам добился. Очень много работал, доказал, что любит свое дело. Внутри Садового кольца, конечно, своя среда, и продюсеры часто путают популярность в Москве и в России. Узнаваемость от Калининграда до Владивостока приходит к немногим. Безруков, Хабенский, Петров, Бурунов — вот кого действительно знает вся страна! Подтверждением будут полные залы на гастролях в регионах».
Два года назад Гильдия кастинг-директоров России учредила свою премию, которая в короткий срок стала очень статусной и желанной — такого скопления звезд не увидишь ни на одной премьере. Оно и понятно — все актеры хотят дружить с теми, от кого зависят будущие роли. Можно предположить, что когда за приз голосуют члены Киноакадемии, они в большинстве своем не знают номинантов лично и руководствуются в основном достоинствами картины или лоббистскими интересами. А кастинг-директора, выбирая победителей, не могут игнорировать свои знания по части дисциплины, надежности и порядочности артистов, поскольку хорошо знакомы с их особенностями.
«И да и нет, — комментирует Маргарита Ленских. — Если актер пьет или хамит, это не значит, что он не будет получать премий или сниматься. Но кастинг-директор может предупредить режиссера или продюсера, и они решат нужен ли им такой вариант. В то же время у нас никто никого не „отменяет“. Вспомним Марата Башарова, который известен как человек, поднимавший руку на свою супругу. Индустрия не принимает участие в публичном осуждении по подобным поводам, поскольку нет единства цехов и индустрии в целом».
«Фантастическая женщина», 2017
Публичные скандалы в Америке и Европе, связанные с харрасментом, привели не только к чьей-то «отмене» и тюремному сроку для Харви Вайнштейна, но и подняли волну дебатов об этическом кодексе в профессии. Относится ли этический кодекс к дисциплине? Безусловно. Репутация — важнейший из активов любого наемного сотрудника. Положительный имидж не гарантирует актеру славы и огромных гонораров, но дурная слава способна успешно утянуть на дно.
В большом городе, где развита киноиндустрия, выигрывает тот, кто умеет быть дисциплинированным. Если у тебя нет преференций вроде влиятельных родственников, придется постараться, чтобы поступить в вуз, учиться, подходить к ролям с полной самоотдачей. Среди известных актеров лишь единицы «отбывают» рабочий день на площадке, абы как произнося невыученный текст. В основном все основательно готовятся, разбирают роль, ведут тетрадки с записями. К таланту и обаянию нужно приложить собранность и ответственность. Юра Борисов номинирован на «Оскар» не за красивые глаза, хотя они у него очень красивые. Или Евгений Цыганов — коллеги говорят, что работать с ним непросто, он спорит, переписывает диалоги, меняет рисунок роли. Для некоторых продюсеров он неудобный, но посмотрите на его фильмографию — где Цыганов, там хорошее кино. Небезразличие — это тоже дисциплина.
Можно сколько угодно говорить о том, что актеры — люди особенные, творческие, ранимые. Но актер — такая же профессия, как любая другая: бухгалтер, бизнесмен, продавец цветов. Ты либо «в ресурсе», либо идешь к психотерапевту и решаешь свои проблемы. Съемочная группа из ста человек не должна страдать из-за ранимости чьей-то души. Это просто нечестно по отношению к группе.
Вроде бы все, что написано выше про ответственность и самоотдачу в актерской профессии, очевидно. Но, как выясняется на практике, не для всех. Холодный разум и стратегическое мышление — это совсем не про актеров. Первые успехи кружат головы, первые неудачи многих ломают. Звездная болезнь, распущенность, чувство собственной исключительности, желание заработать все деньги мира ведут к краху карьеры и чувству, что мир к тебе несправедлив.
Дисциплина необходима не только актерам, но и всем игрокам индустрии — как минимум для того, чтобы научиться уважать друг друга и отстаивать свои права. Пока в российском кинематографе есть несколько цехов, которые организовались, отрегулировали правила, соблюдают их сами и требуют того же от других, — это операторы, звукорежиссеры, актеры дубляжа и, с недавних пор, кастинг-директора. За два с небольшим года Маргарите Ленских удалось создать структуру по защите прав коллег и практически добиться того, чтобы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации внесло кастинг-директоров в официальный реестр профессий. Как только Гильдия прочнее встанет на ноги, она начнет диктовать актерам новые правила, а тем придется соответствовать. И дисциплина тут — прежде всего.
«Дом Gucci», 2021