Главная / В своем ритме: кто в ответе за то, что звучит у нас в голове

В своем ритме: кто в ответе за то, что звучит у нас в голове

Когда-то хит-парады Billboard и «Муз-ТВ» диктовали нам, что слушать, а мы старались воспитать в себе вкус, соответствующий мнению критиков и номинациям музыкальных премий. Сейчас мы доверяем не словам экспертов, а рекомендациям стриминговых платформ и благодарны алгоритмам за иллюзию самостоятельного выбора. Как мы формируем свой личный чарт, почему фанатеем от ретрохитов и кто в ответе за то, что звучит у нас в голове, — рассуждает Любовь Терлецкая, автор канала Terletskaya Live.

Текст: Любовь Терлецкая

Фото: Getty Images, архив пресс-службы

14 января, 2026 г.
В своем ритме: кто в ответе за то, что звучит у нас в голове
Может понравиться

Музыка сегодня — это не просто фон для настроения или свидетельство эстетического воспитания. Это сопутствующий вайб, характеризующий вовлеченность в контекст, насмотренность и знание трендов. Меломан — устаревший термин, потому что музыка лишилась моносмысла, став составляющей контента, информационным средством окружающей нас среды.

Музыка больше не ждет, пока вы ее найдете, ориентируясь на вкус друзей, критиков или чарты экспертных медиа. Она сама вас находит, пока вы скроллите ленты, ставите лайки, выбираете темы для рилс или сторис. В новом порядке вещей правила задают не топ-листы RU.TV или Billboard, а стриминговые сервисы и соцсети, помогая каждому создавать свой личный саунд-мир. Вчера вас покорил семпл из кей-поп-трека, а завтра вы проникнетесь забытым хитом советской эстрады — и это не случайность, а отражение того, как устроен музыкальный ландшафт XXI века.

 

Сам себе чарт

На исходе первой четверти текущего столетия мы привыкли, что музыкальный бал (как и все прочее в онлайн-потоке) правят цифровые алгоритмы. Бесстрастные знатоки индивидуальных вкусов манипулируют запросами в наших смартфонах — речь про умные рекомендации стримингов и бесконечные тренды соцсетей. Слоган TikTok — Make Your Day — объективно подтверждает действительность: сервис не скрывает факта, что «сделать ваш день» — его базовая задача.

 

Гиперперсонализация изменила подход к потреблению музыкального контента. «Яндекс Музыка», «VK Музыка», «Звук», «МТС Музыка» и другие сервисы самым внимательным образом изучают наши предпочтения: что мы прослушали, что добавили в избранное, а что скипанули через пару секунд. На базе этой информации платформы формируют плейлисты и рекомендации, подстраивая их под вкус конкретного человека (чему я лично очень рада, так как благодаря рекомендациям стримингов открыла для себя море прекрасных исполнителей и треков).

Если раньше музыкальные приоритеты зависели от радиостанций, телевидения и чартов музыкальных изданий, то теперь у каждого наготове свой уникальный саундтрек. Рекомендации сервисов опираются на ресурс персонального опыта. В 2025 году хит определяется не жанром или именем исполнителя, а контекстом — откуда он к вам пришел. Семпл из залетевшего в тренды ролика, саундтрек любимого аниме-сериала, экспериментальный хип-хоп из SoundCloud, трек из случайной подборки — все это способно въесться в мозг не хуже, чем глобальная ротация 20 лет назад.

Помимо рекомендательных усилий стриминговых сервисов вкус современной аудитории зависит от эффектного сочетания трека и визуала. Ключевым решением в продвижении музыки становятся треки, удачно совпадающие с настроением видеоролика. Этот логичный тандем приводит к росту прослушиваний на аудиоплатформах. И наоборот — если налицо диссонанс, продвижение рискует зайти в тупик.

Первые музыкальные клипы для раскрутки треков появились в 1950-е, декаду спустя тенденцию подхватили продюсеры гиперпопулярных в то время The Beatles, а с запуском телеканала MTV в 1981 году формат стал неотъемлемой составляющей мировой культуры. С тех пор отношения музыки и видео успешно укреплялись, а с развитием соцсетей перешли в категорию созависимых. В наши дни альбом или трек знаменитого исполнителя в разы увеличивает аудиторию, если релиз сопровождается роликом, а еще лучше — серией вирусных шортсов.

Новые механики продвижения хитов включают интеграцию трека в ролик, чаще всего как фрагмент — «хук», бит, семпл, момент, который может завируситься в TikTok или рилс. Если трек зацепил в вертикальном видеоформате, он может выйти за рамки жанра и поколения. Промоутеры и менеджеры учитывают тягу аудитории к емким роликам: вместо больших рекламных бюджетов рулят TikTok-тренды и челленджи, липсинг, флешмобы и прочий контент «звук + видео», который так и хочется повторить.

Но если феномен Кадышевой можно списать на постиронию, то кейс Татьяны Булановой — чистая лирическая ностальгия. Ее песни конца 1990-х и начала 2000-х — «Не плачь», «Мое сердце», «Ясный мой свет» — вдруг зазвучали в TikTok, словно вышли вчера. Винтажный фильтр, яркий макияж — и вот Буланова вновь звезда чартов. На «Яндекс Музыке» ее слушают свыше 1 млн пользователей в месяц, а количество видео под тегом #Буланова превышает 150 тыс. Формат коротких роликов оказался идеальным для меланхоличной эстетики — юные блогеры добавляют к своим «нетленкам» фрагменты треков с подписями «Ностальгия по времени, которое мы не застали». Забавно, что половина роликов смонтирована людьми младше 25 лет. Зумеры грустят под песни, которые их родители слушали в маршрутке, — и делают это абсолютно искренне, без иронии. Конечно, свою роль сыграла «мемная» подтанцовка Булановой — теперь многие при покупке билетов на концерт уточняют, будет ли выступать тот самый коллектив, чтобы вслед за танцорами повторять роботизированную хореографию.

Поколение Z весьма эклектично в музыкальных пристрастиях. Для них не существует жестких жанровых границ — плейлист среднестатистического зумера выглядит как большой жанровый котел. Юной аудитории важнее вайбовость, чем ярлыки, навешанные профессионалами. Поэтому любое звучание — будь то агрессивный дрилл, казачий хор, депрессивный постпанк или нежный акустический инди, может стрельнуть, если совпадет с настроением, гуляющим в Сети.

Стриминг и вайбинг

Пока стриминги становились нашими музыкальными советниками, сервис коротких роликов TikTok превращался в интернациональный хит-парад. Возраст соцсети — почти десять лет, и юбилейный 2026-й платформа встречает с мощным рекомендательным арсеналом.

Ресурс лаконичного контента обладает «магической» способностью в считаные дни (а порой и часы) преобразить малоизвестный трек в вирусный хит. Все помнят, как в 2024 году Катя Лель на своей летающей тарелке влетела прямиком в мировой чарт Spotify, а в 2025-м иностранцы распевали «Сигма Бой» в своих мини-роликах (между прочим, трек удостоился седьмого места в чарте Billboard!). Во вселенной TikTok такое происходит регулярно: платформа одинаково успешно взрывает как свежие хиты, так и пылившиеся на полках записи, о которых, казалось, уже никто не вспомнит. Один из показательных примеров — песенка Конни Фрэнсис Pretty Little Baby. TikTok дал хиту 1962 года вторую жизнь, обеспечив ретросинглу миллионы роликов и десятки миллиардов просмотров в 2025-м.

 

Влияние соцсети иллюстрирует история с Надеждой Кадышевой. В 2024 году хит Надежды и ансамбля «Золотое кольцо» «Плывет веночек» внезапно завирусился в русскоязычном TikTok — и пошло-поехало: более 20 тыс. роликов под тегом #золотоекольцо, миллионы просмотров, выступления Кадышевой на фестивалях, толпы молодежи на концертах, фанатеющих под «Веночек», «Колдунью» и «Широку реку», сумасшедшие стримы на платформах (на «Яндекс Музыке» у коллектива 2,5 млн слушателей в месяц). Кадышева стала новой Инстасамкой — и по цифрам, и по хайповости, а ее концерты походят на рейв-вечеринки: в зале «сборная солянка» — от студентов до пенсионеров, молодежь в народных костюмах отрывается под треки на танцполе, пока бабушки чинно сидят в креслах, пребывая в шоке от происходящего.

Слава Марлоу — «Ты горишь как огонь»

За деньги да

Где популярность, там и деньги — новая музыкальная индустрия научилась монетизировать алгоритмы и вирусность на все 100%. Звезды соцсетей штампуют миллионы (просмотров и рублей), а старые легенды получают «эликсир бессмертия» в виде ростов продаж.

Молодой битмейкер Слава Марлоу в одном из своих интервью признался, что смог купить 115-метровую квартиру в центре столицы на доходы от одного успешного трека. Название композиции он не раскрыл, но, по слухам, речь шла о вирусном хите «Ты горишь как огонь». Песня гремела из каждого утюга, собрала миллионы стримов и принесла вполне материальные плоды — в виде недвижимости. Правда, Слава уточнил, что сорвать впечатляющий куш удалось в золотую эру стриминга, когда в России еще работали Spotify и Apple Music с их щедрыми выплатами. После ухода западных платформ повторить такое сложнее. Прослушивания приносят деньги, но масштаб имеет значение — единичный стрим приносит копейки. Вирусный трек дает массу подписчиков, фан-базу, участие в клипах, репостах — а это уже сила. Миллионы прослушиваний могут дать достойную сумму, однако живые выступления, мерч-дропы и прямой контакт с фанами остаются более доходными каналами. Индустрия признаёт: стриминг — это топ-фонд для открытия аудитории.

Возвращаясь к феномену ретрохитов: TikTok взвинтил гонорары Надежды Кадышевой и «Золотого кольца» — доходы ансамбля в 2024 году выросли втрое, а средний гонорар за концерт подскочил с 1 млн до 3 млн руб. На корпоратив в 2025 году Кадышева стоит баснословные 15–20 млн рублей — как звезда листа А+. Нет сомнений, что закрепление финансового успеха — заслуга маркетинговой команды: менеджмент грамотно воспользовался неожиданным интересом и «кует железо, пока горячо».

Музыкальные лейблы платят TikTok-звездам и активно используют соцсети для раскрутки — так же, как это делают модные бренды. У каждой крупной компании звукозаписи есть бюджет на продвижение треков посредством инфлюенсеров. Создаются профильные агентства, которые занимаются тем, что придумывают танцевальные челленджи и мемы под новый сингл. За пост с треком популярный тиктокер может получить приличный гонорар — в зависимости от охватов. И хотя никто не гарантирует, что песня действительно зайдет, маркетологи готовы рисковать: если трек выстрелит, это обернется миллионами стримов и солд-аутами на концертах.

Правила игры

Формула успеха в музыкальном мире сегодня сложнее, чем прежняя установка «создай хит — отдай в ротацию». С одной стороны, благодаря алгоритмам и соцсетям на свои 15 минут славы может рассчитывать любой: талантливый школьник, выложивший трек на стриминг, или пожилой шансонье, неожиданно ставший мемом. Барьеры входа снижаются — своим лайком и репостом слушатель сам решает, что взлетит. 80% зумеров знакомятся с музыкой через соцсети и видео, а Billboard завел отдельный рейтинг для хитов TikTok, фактически признав, что без учета «вирусности» картина получается неполная.

С другой стороны, конкуренция стала беспощадной. В океане контента ежедневно появляются десятки тысяч новых треков. Чтобы всплыть на поверхность, нужен либо счастливый случай (тот самый рандом из TikTok, шортс или рилс), либо грамотный маркетинг. Иногда — и то и другое. Музыкальные вкусы превратились в калейдоскоп, в котором любой поворот тренда способен окрасить картинку в совершенно непредсказуемые цвета.

Реальность такова, что мы составляем личные плейлисты в коллаборации с цифровым интеллектом. Алгоритмы и тренды открывают перед слушателями огромный (и иногда беспощадный) музыкальный мир, который мы раньше и представить не могли. Главное — относиться к рекомендациям с долей здорового скепсиса и юмора. Танцуйте под то, что нравится, — будь то свежий трек из TikTok или поп-альбом из маминой коллекции CD. Следуйте вайбу «обожаю эту песню», и вкус вас не подведет. Даже если весь мир будет подпевать одному хиту, вам не обязательно обращать на него внимание. В море музыки есть что выбрать, игнорируя озабоченных прибылью стримеров и навязчивые микротренды.

В итоге

Архив

Музыка

Авторы материала:

Любовь Терлецкая

Подпишитесь
на рассылку:

читать еще